Все дело в волшебных пупырышках

Никогда не даем готового правила и алгоритма: сначала - самостоятельная попытка, поиск решения. Кстати, так происходит не только на математике.

 

Принимаю собеседование у желающих работать учителей Начальной школы и математики и задаю им вопрос: два плюс два...

 

Не в смысле, сколько будет, а как Вы объясняете детям, сколько будет два плюс два?

 

Кто-то загибает пальцы, кто-то складывает груши и яблоки, некоторые рисуют квадратики, а последователи Эльконина и Давыдова откладывают отрезки на числовой прямой.

 

Внимание! Теперь правильный ответ. Мне легко об этом, потому что я — не математик и не учитель начальной школы.

 

Однажды, двадцать пять лет назад побывал на семинаре: французы показывали, как это делается в «классах Френе», про дважды два, правда, они ничего не показывали.

 

Была задачка про муку, которую нужно расфасовать в мешки: кажется, семьдесят килограммов в пять мешков, чтобы вес одного мешка отличался от веса другого то ли на два, то ли на четыре килограмма, — за эти годы условие уже забыл.

 

А дальше происходило так: никакого алгоритма, разумеется, не даётся, ученики в парах обсуждают, и каждая пара предлагает свой способ. Если не решается с первого раза, учитель даёт подсказку, ещё раз обсуждение, группы ещё раз представляют свои ответы и свои способы решения задачи.

 

Этих способов получается несколько: кто-то подбирает числа, кто-то составляет уравнение или рисует мешки с мукой на листочке. Какой-то из способов лучше других, в смысле — короче ведёт к решению.

 

Но! И другие способы, другие пути тоже имеют ценность, потому что хорошая задачка может решаться по-разному. При этом поиски способа имеют куда большую ценность. Для нашего мозга, чем правильный ответ.

 

Теперь понятно, сколько будет два плюс два?

 

***

Все так просто: вырезали задачки из учебника, наклеили их на карточки трех цветов и поставили карточки в коробку. Вот простые, вот средние, а вот очень трудные – выбирайте! В глазах детей – восторг, от радости подпрыгивают, толпятся около коробки с красными карточками – самыми трудными задачами:

 

– А можно взять две?

– А, если у меня не получится, можно, я сначала сделаю желтую, а потом красную возьму?

 

Те же задачи из того же учебника, но откуда этот восторг? В чем секрет?

 

Все дело в шероховатости наших карточек. Они сделаны не из глянцевой бумаги, а из отходов картонажного производства. Карточку хочется взять в руки, она приятна на ощупь...

 

Все дело в волшебных пупырышках.

Наверх