АЛЕКСАНДР МОЛДАВСКИЙ: Вы нас учите, учите, а сами-то Вы пишете хоть что-нибудь?

Средняя, Учителя

Александр Молдавский, учитель русского языка:

Иногда судьба делает выбор за человека. Я не стремился поменять место работы. Частная школа, в которой я работал раньше, с ее преимущественно академическим подходом к образованию, может быть, не совсем меня устраивала, но, как известно, хорошо там, где нас нет.  Прошлым летом мы с сестрой сидели на даче, неспешно беседуя о том, о сем, в том числе, и о школе. И почти случайно она рассказала о том, что знает «Ковчег-ХХI» как одну из продвинутых школ и в этом году там нужен учитель русского. Я решил туда съездить, потому что мне интересно все новое и продвинутое, о чем я еще не знаю. Приехав и ожидая собеседования, я увидел на полке альманахи с текстами, которые пишут ученики. Открыл и… зачитался. Здесь были живые, иногда даже удивительно искрометные тексты. Естественно, мне стало интересно, как же выглядят их авторы? Мне захотелось остаться здесь, чтобы приоткрыть завесу.

А через несколько дней я увидел лица авторов этих шедевров, стоя перед классом. Русский язык мы начали изучать вместе. Считаю это большой удачей для себя. В Ковчеге мы стараемся разнообразить формы работы с детьми, изучать язык на классических образцах литературы и… играть! Играем, разбиваясь на команды, размышляя, существует ли то или иное слово, соревнуясь и побеждая. Мне нравится наблюдать за учениками, замечать, отчего у них загораются глаза и просыпается творческий азарт. Иногда это совершенно неожиданные для меня моменты. Нет ничего страшного в том, что не все ученики сразу же разделят со мной восхищение ритмической красотой булгаковской прозы. Это может быть «предложением на вырост», которое отзовётся позже. Иногда на уроках возникают абсолютно неожиданные моменты. Однажды я, объясняя, что такое аббревиатура (мне самому это казалось делом житейским), заметил, что эта тема чрезвычайно интригует учеников. Оказалось, что очень интересно разбираться в том, почему МХАТ – это МХАТ, ТЮЗ – это ТЮЗ, а ДЭЗ – это ДЭЗ, а значит, нужно придумать какие-нибудь интересные упражнения именно на эту тему. Мне нравится, что можно не ворчать, по поводу привычки современной молодежи общаться путем обмена короткими репликами, иногда теряя способность выстраивать правильную фразу или доводить ее до полного смыслового завершения, а можно устраивать обсуждение сочинений, находя в них индивидуальные авторские особенности и оценивая эти находки. В наше время, когда очень многие умеют писать и пользоваться с этой целью гаджетами, становится далеко недостаточным сказать: «Я – писатель, я все уже написал». Есть смысл научиться объяснять, почему некоторые тексты живут и другим людям хочется прочитать то, что кто-то написал, а некоторые тексты умирают, так и не родившись.

Иногда подростки меня спрашивают: «Вы нас учите, учите, а сами-то Вы пишете хоть что-нибудь?» И тогда я признаюсь, что пишу рассказы. И даже иногда их читаю. Раскрою здесь свой маленький секрет. Особенно мне нравится прочесть ребятам рассказ, не признаваясь в своем авторстве: это возможность получить интереснейший резонанс. В Ковчеге я начал вести ещё и литературный кружок, где мы с ребятами выпускаем литературную газету. И искренне рад, что ученики для разнообразия приходят и ко мне, ведь в школе уже давно существуют другие литературные объединения.

Кроме того, меня впечатляет практика десанта в младшие классы, сложившаяся в Ковчеге задолго до меня: шестиклассники приходят в начальную школу, читают там свои сочинения и отвечают на вопросы малышей, которые те задают с огромным интересом. Старшие очень стараются и ответственно относятся к этому делу. Чтобы понравиться малышам, надо написать что-нибудь по-настоящему интересное. Задания, выполненные для галочки, у этой аудитории ни за что не пройдут, и старшие отлично это понимают. К сожалению, в этом году из-за карантина не получилось развернуть десант в полную силу, поэтому мы с нетерпением ожидаем следующего учебного года.

А пока я с большим удовольствием катаюсь на велосипеде по Лосиноостровскому парку, езжу по русским городам. Недавно вернулся из Тутаева, например.  Время от времени предпринимаю культурные вылазки. Недавно был в Музее Русского Импрессионизма на выставке, посвященной творчеству художника Ю.Анненкова. Узнал о нем много того, чего не знал раньше. И мне очень понравилось то, как может быть устроен современный музей, как новейшие технологии могут позволить по-новому взглянуть на классическое искусство. Сразу же захотелось прийти на эту выставку ещё раз, спустя некоторое время, что я, наверное, и сделаю: ощутил, что в период карантина мне остро не хватало культурной подпитки такого рода.

 

Наверх