МАРИЯ КУДРЯВЕЦ: теперь работать учителем мне очень даже нравится

Средняя, Учителя

Мария Кудрявец, учитель английского языка:

В моем дипломе сразу две специальности: переводчик и педагог. Учеба мне давалась легко, я моментально улавливала и запоминала новую информацию, не приходилось часами корпеть над домашней работой, оставалось много свободного времени в свое полное удовольствие. Поэтому в процессе учебы я особенно не задумывалась над тем, кто, как, зачем и почему меня учит. И студенческая педпрактики произвела на меня тягостное впечатление. Система образования, традиционно тяготеющая к авторитарному стилю, учитель, ощущающий себя почти что богом и навязывающий свои знания и представления о мире, от воли и компетентности которого во многом зависит будущее его ученика – это, на мой взгляд, далеко не то, что нужно современным детям. С другой стороны, чрезмерно потребительское отношение к учебе исключительно как к образовательной услуге также проблематично. Лобовое столкновение этих тенденций может привести к образовательным катастрофам. Я думала о том, что мне было бы страшно отдавать собственного ребенка в школу, хотя до этого было ещё очень далеко. Я тогда выбрала профессию военного переводчика. Такая работа давала возможность не только самореализоваться, но и много путешествовать, впитывать впечатления. Среди прочего меня интересовало и то, как устроено образование в разных странах.

Однажды мне где-то попалось на глаза интервью с Рустамом Ивановичем Курбатовым. Оно вдохновило меня, вселило надежду на то, что с образованием в нашей стране дела обстоят не совсем безнадежно. И можно попробовать что-то самой предпринять для их улучшения. Я приехала в Ковчег, увидела дружелюбных, раскрепощенных и любопытных детей, открытых к общению и всему новому. Они показались мне подходящей компанией. И теперь работать учителем мне очень даже нравится.

Большую часть времени я преподаю в средней школе и понемногу занимаюсь английским с ребятами в детском саду – для меня это как веселая переменка, отдых от уроков. Малыши учатся, играючи, заряжают своей энергией и хорошим настроением, схватывают  все новое налету, не считая это за труд. Им одинаково интересно осваивать и родной язык, и иностранный, узнавать, как называются на них, например, геометрические фигуры, одновременно с тем, что это такое и как они выглядят, играть в уже знакомые игры на другом языке. Им пока ещё все интересно. Но учить их и дальше так, чтобы азарт любознательности продолжал загораться в их глазах всю жизнь – уже очень серьёзная и ответственная работа. Но, когда понимаешь, что то, чем ты можешь поделиться, вызывает неподдельный интерес, есть смысл и желание ею заниматься. Им можно рассказать о том, что в Африке, где возможность качественно изучать английский язык так же, как и у нас, создаёт хорошую социальную перспективу, обладание собственным холодильником символизирует принадлежность семьи к среднему классу. И это известие вызовет не высокомерие, потому что в нашей стране холодильники есть почти у всех, а искреннее удивление, понимание того, что холодильник в жарком климате – очень важная и почти чудесная вещь, да и вообще, холодильник сам по себе – вещь замечательная и очень здорово, что люди ее изобрели. Их можно знакомить не только с новой лексикой, но и с тем, где, что и как с ее помощью найти интересного и значимого. Меня вдохновляет их неравнодушие, а их, что я могу что-то подсказать в интересующем их направлении.

Сейчас, например, общество в целом очень волнует проблема школьного буллинга. В нашей школе сложилась очень дружественная атмосфера, но это не превращает нас в тепличные растения. Мы вместе заглянули на британский сайт, посвященный социальным проблемам, познакомились с материалами на тему буллинга, и у нас завязалась жаркая дискуссия о том, почему эта проблема возникает и что с ней делать. У подростков сложилось мнение, что если один человек пытается унижать других, он, скорее всего, сам испытывает психологический дискомфорт или остро переживает собственные обиды и пытается показать, что его страдания сильнее, чем страдания окружающих. И можно попробовать протянуть ему в ответ руку помощи. Но если он не сможет её принять, значит, ему нужна добровольная или даже принудительная помощь психолога.  И, рассказывая о сложившейся ситуации окружающим, тот, кто испытывает такое давление, рассказывает не о том, как был кем-то унижен, не жалуется, не чувствует себя жертвой, а осуществляет посильное социально значимое действие, которое может кому-то помочь. Им движет нечто большее, чем обида и страх. Такой образ мыслей  подростков вызывает уважение. Нам есть чему поучиться друг у друга:  я напоминаю своим ученикам о такте и целеустремлённости, а терпению учусь у них. Общаясь с ними, я постепенно усвоила, что темперамент, возможности, интересы у каждого из нас могут быть разными, что, столкнувшись с трудновыполнимой задачей, не стоит совсем отказываться от ее решения, в пользу более лёгкой и увлекательной или наоборот. Можно делать то, что нравится, потихоньку параллельно осваивая то, что даётся с трудом, часто это качественно более высокий опыт. Иногда очень важно не торопиться. Я сама по природе из тех людей, у кого промедление на пути к желанным целям может вызвать досаду. Благодаря ученикам, я научилась относиться к этому иначе.

В режиме образовательного десанта шестые-седьмые классы навещают меня в детском саду и с удовольствием возятся с малышами. Девочкам это кажется чем-то само собой разумеющимся, а у мальчиков вызывает бурный энтузиазм и восторг. Они выкладываются в детском саду на полную катушку и радостно рассказывают, что после детского сада ощущают себя как выжатые лимоны и выражают мне сочувствие по поводу моей сложной и тяжёлой детсадовской миссии. Мне детский сад не в тягость, но я с ними не спорю, а радуюсь их отзывчивости.

Вообще, в нашей школе замечательные мальчишки. На уроках мы часто играем в командные игры-викторины, соревнуемся. Иногда команда мальчиков соперничает с командой девочек. Когда мы все вместе отправились в английское образовательное путешествие по игре-карте, у мальчиков обнаружилось маленькое преимущество, не связанное со знанием английского языка. Они быстрее, чем девочки, сориентировались в топографии, им было легче разобраться, где на карте верх и низ, лево и право, хотя это преимущество увеличивало их шансы на выигрыш. Почему так происходит? Потому что присутствует понимание, что на уроках английского, мы, в первую очередь, охотимся за знанием английского языка и умением применить его на практике, а значит, есть смысл соревноваться именно в этом. Потому что, динамичность игры и хорошее настроение всех ее участников - залог, получаемого в ее процессе удовольствия. Потому что, путешествуя вместе и помогая тем, кто движется чуть медленнее, мы в итоге приближаемся к цели, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но гораздо быстрее, чем предполагали в начале пути.

Опыт, полученный в Ковчеге, благодаря коллегам и ученикам, нередко мне помогает за его пределами, в том числе, и дома. Свободное время я предпочитаю проводить с семьей, но постоянно ощущаю себя частью школы. Мы всегда на связи. В моменты, когда нужны советы и поддержка, в праздничные дни, на Новый год и в день рождения, я с утра до вечера получаю сообщения от коллег и учеников, и это очень приятно.

 

Наверх